На главную

Наши питомцы

«Британский клуб»
 DVDK -  одно из самых старейших фелинологических обществ в Европе которое существует в городе Антверпене с 1917 года и находится под патронажем

Как выбрать имя для кошки?
Конечно, все хозяева, которые берут в дом этого зверька, делают все для того, чтобы ему было удобно. Речь идет о том, что закупаются всевозможные игрушки

Кошачья агрессия. Как быть?
Да, это животное с очень непростым характером. Однако не стоит отчаиваться, если не получается сразу воспитать его в том русле, в каком хотелось бы. С

Генетика – для кого?
Основы наследования в объеме, необходимом  грамотному заводчику и эксперту, достаточно просты для понимания. (Взрослым будет достаточно припомнить

Шесть методов воспитания кошки
Нежелательные ситуации лучше уметь предотвращать заблаговременно. Эта модель воспитания получила название позитивной. Кошек же воспитывать путем наказаний

Реклама



Zoo Новости

Загадки аквариумных "зебр"

Регулярный уход за аквариумом

Радужные рыбки

Отряд Сомообразные

Американские цихлиды

Лабиринтовые рыбки


Главная |Собаки | Глаза человека…

Слепые люди на протяжении тысячи лет выбирали в качестве компаньонов и защитников собак. Считается, что первым человеком, занявшийся тренировкой собак в качестве поводырей слепых, был основатель Института Тренировки Слепых в Вене Йохан Клейн. Он в 1819 году опубликовал книгу о правилах тренировки и использовании собак-поводырей.


Систематическое обучение собак-компаньонов и проводников для потерявших зрение, началось после первой мировой войны. Специальную школу для обучения собак основали в Германии, чтобы помочь реабилитации многим тысячам людей, ослепшим на этой войне

К 1925 году успехи этой школы, получившей поддержку Германского Красного Креста, стали известны в других частях света.

Собак - поводырей в России профессионально стали готовить после Великой отечественной войны. В результате фронтовых ранений появилось много молодых, физически здоровых, но потерявших зрение, людей.  Многие из них в свое время были высококвалифицированными специалистами. Однако их трудоустройство и возвращение к нормальной жизни после ранения стало проблемой. Для их бытовой и социально-трудовой реабилитации были открыты учебно-производственные центры и предприятия, специальные школы-интернаты и профессиональные училища. Но наряду с овладением новыми профессиями, инвалидам нужно было научиться обрести свободу передвижения, суметь освободиться от постоянной зависимости. Научиться передвигаться не только по заученным, знакомым маршрутам. Обеспечить слепым такую независимость могли только специально дрессированные собаки-поводыри. Первый «выпуск» собак-проводников был в 1947 году,  в Центральной школе служебного собаководства, собаки переданы слепым инвалидам Великой Отечественной войны.

Но Центральная республиканская школа, готовившая собак-проводников для слепых, была создана только в 1960 году Центральным правлением Всероссийского общества слепых (ВОС). К работе по ее созданию привлекли специалистов-кинологов. Это были прошедшие войну офицеры, офицеры, имевшие уникальный опыт дрессировки собак в фронтовых условиях. Они готовили собак миноискателей, санитарных собак, собачьи упряжки для перевоза раненых и доставки боеприпасов. Конечно, это абсолютно другие виды дрессировки, но эти люди практически готовили собак, работавших в реальных условиях. Что-то все же роднит эти виды военной собачьей деятельности со службой собаки поводыря, которая так же работает пусть и в мирных, но сложных, постоянно меняющихся условиях. А это далеко не маловажно, поскольку новые виды дрессировки пришлось осваивать, доходя до многого, что называется "своим умом". Первоначально Школу разместили на окраине Москвы, в Вешняках. Через некоторое время ее перебазировали в подмосковный поселок Купавна, где она существует и поныне. Сейчас она именуется «Республиканская школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак проводников».

За прошедшие годы многое в ней изменилось. И это, к счастью, изменения к лучшему. От холодных деревянных вольеров и единственного деревянного домика, где размещались и контора, и тренеры, и инвалиды, приезжающие за собаками -  до добротных теплых вольеров, вполне современного офиса с компьютерами и прочей атрибутикой процветающего современного предприятия. Серьезно изменилась и сам процесс работы по подготовке собак, обучению инвалидов. Использовавшаяся ранее немецкая методика дрессировки была поступенно переработана. Были учтены особенности работы собак-поводырей для нашей страны, пожелания инвалидов, весь накопленный опыт работы. Разработались программы по подготовке собак, их тестированию, разведению и выращиванию щенков для нужд Школы, а так же программы обучения инвалидов. Изучаются современные методы дрессировки и опыт работы с инвалидами зарубежных коллег. Несколько собак поводырей наши дрессировщики подготовили по заказу Шведской школы. Это уже заслуга нового поколения дрессировщиков.

Школа в то время была единственной на всю страну и обслуживала не только российских инвалидов, собаки передавались в союзные республики. В годы своего расцвета Школой передавались инвалидам по зрению по сотне и больше собак в год. Спрос на собак  всегда был очень велик. Слепые по несколько лет ождали своей очереди на получение собаки.

В конце девяностых годов прошлого века финансовое положение Школы, и без того не очень стабильное, стало вообще критическим. Так как Школа принадлежала ВОС, оно распорядилось ей по своему усмотрению. Было принято решение о сокращении численности состава, две трети дрессировщиков уволили. Остальные позже ушли сами.

Сегодня Школа вновь продолжает существовать, хоть ее финансовое положение стабилизировалось, но и количество подготавливаемых собак уменьшилось, и сам стиль работы изменился. На получение собаки в школе бесплатно может рассчитывать только инвалид первой группы по зрению, который является членом ВОС.

Не по своей воле дрессировщики оказались отстраненными от дела, которому посвятили многие годы жизни. В 1998 году в Москве была образована новая организация, так же занимающаяся подготовкой собак для слепых-инвалидов. Инициаторы ее создания стали те же дрессировщики Купавинской «слепой» школы. Собак сначала готовили и передавали нуждающимся на общественных началах. С февраля 2003 года организация была официально зарегистрирована и получила название «автономная некоммерческая организация "Учебно-кинологический центр "Собаки - помощники инвалидов"». Центр занимается подготовкой для инвалидов по зрению собак-поводырей, передачей готовых собак, и подготовкой по индивидуальным программам  собак-помощников другим  категориям инвалидов.

В том же 1998 году при поддержке Центра в Екатеринбурге создали кинологическую  организацию "Напарник". Целью ее создания стала подготовка собак-поводырей для слепых восточных регионов России. Было уже подготовлено и передано четыре собаки, которые успешно работают сегодня у инвалидов, проживающих в Екатеринбурге. Однако, "Напарник"  не получил нужной финансовой поддержки и был вынужден прекратить свою деятельность.

Спрос на собак- поводырей для слепых есть всегда. К сожалению, на нем  сильно отражается экономическое состояние страны. В особо тяжелые для инвалидов годы, им было тяжело просто содержать собак, многие не решалась их получить, опасаясь, что просто не смогут их кормить. Сегодня потребность в собаках поводырях снова растет. К характерному для прошлых лет чисто утилитарному восприятию собаки-поводыря, добавились и психологические аспекты. Для многих эта собака - самый лучший и верный друг, порой единственные глаза этих людей...

Так что от места зарождения самой службы в Вене, и до Дальнего Востока, собаки-поводыри сумели изменить жизнь огромного количества людей, лишенных зрения.





© rodoslovnaya.ru . Все права защищены
Главная |  Собаки |  Кошки |  Птицы |  Грызуны |  Рептилии |  Рыбки |  Редкие и экзотические животные |  Поиск |  Форум |  Хозяинам питомцев Rambler's Top100